Главная / В мире такси / Вскрываем темную сторону рынка такси: как вычислить нелегала…

Вскрываем темную сторону рынка такси: как вычислить нелегала…

16 июня депутаты приняли поправки в Закон РБ «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», официально закрепив право пассажира автомобиля-такси отказаться от платы за поездку, если ему не выдали чек. По мнению министра транспорта, это повысит качество услуг и будет способствовать прозрачности, которой так не хватает сфере автомобильных перевозок…

Но и до внесения поправок в закон об автомобильном транспорте пассажир имел полное право хлопнуть дверью такси и уйти, не заплатив, если таксист вез его не по таксометру и соответственно не выдал чек. И такое право ему дали Правила автомобильных перевозок, утвержденные еще в 2008 году. Только об этом мало кто знал, а если знал, то умело этим пользовался. Диспетчерские службы даже заносили телефоны клиентов, которые требовали чек, в отдельную базу, чтобы в следующий раз не вышло конфуза.

Получается, что ничего нового поправка в ст. 28 закона не внесла, разве что формулировка стала конкретной, а пассажиры, мотивированные возможностью прокатиться на такси бесплатно, могут стать более требовательными. Однако принесет ли это эффект, на который рассчитывает Министерство транспорта?

Нелегалы уже не те

Понятно, что указанное изменение продиктовано не только желанием сделать услугу качественнее. С чеком или без — для пассажира, по сути, нет большой разницы, главное, чтобы стоимость поездки была невысокой, водитель — адекватным, а автомобиль — чистым и не разваливался на ходу. Поэтому в данной мере в большей степени просматривается желание в очередной раз «прижать» таксистов, а функции контроля переложить на самых заинтересованных лиц — пользователей услуги. И вроде как всем хорошо: таксисты не работают «мимо кассы», пассажиры уходят с чеком, а государство получает свой интерес в виде налогов. Но все было бы слишком просто, если бы не было так сложно.

Во все времена помимо таксистов, работающих «в белую», бок о бок с ними трудились нелегалы. Но если раньше это были колоритные люди в кепках, работающие «от борта» на автомобилях в лучшем случае с плафоном на крыше, то с годами эта категория извозчиков трансформировалась. Теперь уместнее говорить о «бомбилах в законе», нежели о классических нелегалах. Они вполне могут быть зарегистрированы официально, просто работают не совсем в соответствии с законодательными нормами.

По мнению минских таксистов, сегодня нелегально или полулегально в столице работает половина тех, кто занимается частным извозом. Причем часть из них совершенно открыто сотрудничает с диспетчерскими службами, получая заказы. Поэтому сегодня человек, работающий «под черным флагом», может приехать к вам по заказу через диспетчера.

По большому счету государство само создало такую ситуацию и вместо правильной мотивации на легальную работу «душит» таксистов налогами и придумывает новые правила, следование которым требует все больше и больше затрат. Однако, несмотря на то, что уже не первый год таксисты жалуются на непростые условия и низкую рентабельность, такси в Минске меньше не становится, даже наоборот — прибывает, в том числе за счет аренды авто с водителем и появления онлайн-сервисов. При этом потребителю становится сложно понять, кто работает по правилам, а кто — нет, потому что одни приезжают на белых «номерах» и утверждают, что это нормально, другие вместо выдачи чека говорят ожидать отчета о поездке на электронную почту. В ситуации, когда черт ногу сломит, разбираясь во всех тонкостях, корреспондент ABW.BY решила проехать на такси и выяснить, какой должна быть правильная поездка, а за какую можно и не платить.

Такие разные чеки, такие разные таксисты…

Проверочный маршрут лежал из Лошицы к Ботаническому саду и обратно «с пересадкой» на вокзале. Преодолеть путь предстояло на четырех автомобилях разных служб.

Первый заказ был сделан через IQ-такси. Приложение, позиционирующее себя как уникальный сервис, не имеющий аналогов по всему миру и не сотрудничающий с нелегалами, прислало нам абсолютно гражданский Nissan Almera без каких-либо опознавательных знаков, без таксометра, на белых «номерах». Можно было предположить, что это аренда авто с водителем, но этот самый водитель и словом не обмолвился о составлении договора, а только спросил, не дует ли из открытых окон.

Забегая вперед, стоит отметить, что в этот довольно жаркий июньский день ни один водитель не включил кондиционер, все предпочитали экономить и охлаждать салон при помощи опущенных стекол.

Что касается Almera, то было понятно, что в салоне давно не прибирались: под передними сиденьями лежала пара пластиковых бутылок, на ковролине имелся мусор, а пристегнуться на заднем сиденье оказалось невозможно.

Водитель ехал спокойно, по навигатору, однако не знал, где находится дом №8 на ул. Свердлова. Вместо того чтобы объяснять, мы попросили высадить нас на остановке у автовокзала. На вопрос «будет ли чек?» водитель ответил, что в форме заказа было сказано, что чек не нужен.

Заказывая автомобиль, мы специально не делали отметку о чеке, так как по правилам он должен выдаваться в любом случае, причем неважно, была совершена поездка по городу или за его пределами. Но в приложении IQ-такси эта пикантная деталь неумело завуалирована. Наверное, для того, чтобы давать работу не только тем, у кого есть таксометр.

На вопрос «как так?» мужчина ответил, что мы заказывали машину через приложение, а там все по-другому, что стоимость поездки была рассчитана и она совпадает с тем, что нам было предъявлено к оплате, а чек придет на e-mail. Единственное, что смог сделать водитель, — позволить сфотографировать свой телефон с отображенным на экране нашим заказом.

— А как же таксометр, наклейки, все дела? — «косим» под непосвященных.

— Пока ничего, — отвечает водитель.

— Не трогают вас?

— Пока не добрались.

Здесь и далее мы не «сдаем» водителей, потому что наша задача не очернить нескольких конкретных людей, а выяснить, насколько глубока проблема. Именно поэтому водителя Nissan мы отпустили с миром и даже с деньгами, так как услуга была оказана. А почему происходит то, что происходит, — уже вопрос к Транспортной и налоговой инспекциям.

Отойдя чуть в сторону, вызываем автомобиль службы «Алмаз». Заказ принимает диспетчер-мужчина и посылает нам синий Ford. Машина приехала через указанное время, оклеенная, с желтыми «номерами». До начала поездки поинтересовались ее стоимостью, водитель озвучил сумму 55 тысяч рублей.

Сразу же бросилось в глаза, что таксометра в автомобиле нет, во всяком случае на видном месте, где он должен находиться в автомобилях-такси.

По прибытии в пункт назначения просим чек и в ответ получаем легкое недоумение, смешанное с разочарованием:

— А почему вы диспетчеру не сказали, что вам нужен чек?!

— Так он и не спрашивал.

— Нужно говорить, что вам нужна машина с чеком…

Водитель полез куда-то в район подлокотника, запищал таксометр.

— Тогда с вас 35 тысяч.

— Почему?

— Я забыл сразу включить счетчик.

Как рассказали нам «по секрету», такую форму работы практикуют водители, работающие под крылом перевозчика, потому что тот мотивирует их не «пробивать» больше определенной суммы, чтобы платить меньше налога. Но когда речь заходит о чеке, водителю проще потерять в деньгах и «пробить» минимальную поездку, но оставить клиента удовлетворенным.

От Ботанического сада на вокзал вызвали машину службы «152». Через несколько минут после звонка прибыл Renault. Водитель сразу же включил таксометр, однако вместо того, чтобы развернуться в сторону центра на ближайшем перекрестке (для этого нужно было пропустить поток), он сделал это только на следующем — как говорится, мелочь, а деньги пассажиров капают.

Пристегнуться сзади в автомобиле также не получилось. По словам водителя, запирающий механизм сломался недавно.

Путь от Ботанического сада до вокзала обошелся в 70 тысяч (напомним, что таксист «Алмаза» за то же расстояние изначально говорил о 55 тысячах). Точнее, таксометр насчитал 68.400, такая же сумма значилась в чеке, но водитель озвучил именно 70 тысяч рублей.

Правила автомобильных перевозок пассажиров

На вокзале пришла шальная мысль взять автомобиль «от борта», и мы направились к стоянке такси у железнодорожного вокзала.

— Сколько до Шпилевского?

Несколько секунд молчания, во время которых в головах мужчин неистово работал калькулятор, — вердикт:

— 180 тысяч.

— С ума сойти! А что так дорого?

— Зато вам чек дадут, все как нужно.

По какому же тарифу нас собираются везти? Оказалось, 20 тысяч за километр. Не слабо!

— Спасибо, лучше вызовем такси через диспетчера.

Мы отходим в сторону. Мужчины без тени сожаления отпускают нас катиться колбаской по Малой Спасской и снова собираются для продолжения беседы, даже не попытавшись снизить цену на свои услуги.

А мы тем временем вызываем такси Next. На запрос откликнулся водитель Citroёn Evasion, перезвонил, чтобы уточнить, где конкретно мы находимся. Вскоре появился и сам автомобиль на белых «номерах», но с наклейкой Taxi Next по правому борту.

Садимся на заднее сиденье и даже не пытаемся пристегнуться — все защелки ремней безопасности спрятаны. Слегка удивленные расценками привокзальных таксистов, интересуемся, сколько будет стоить поездка.

— А сколько вам «зарядили»?

— 180 тысяч.

— Дешевле.

— Насколько?

— Гораздо дешевле.

— 160?

Мужчина отшучивается, но сумму не озвучивает. Зато рассказывает секрет успеха таксистов с вокзала:

— Они сделают всего три поездки за день и заработают столько же, сколько я, сделав десять. И пробег будет в разы меньше. Поэтому им некуда спешить и незачем вас упрашивать.

— Расчет на приезжих?

— Да там своя мафия, причем годами. Видели стоянку между железнодорожным вокзалом и «Галилео»? Так вот, чтобы там стоять, нужно в месяц платить 10 миллионов.

— А разве это нормально, что каждый таксист может устанавливать свой тариф?

— Вообще максимальный тариф не должен превышать курс доллара.

— А где такое указано?

— Ну есть такое. Вот они и «лупят» по максимуму. На самом деле существует несколько тарифов: через диспетчера дешевле, «от борта» всегда было дороже. По тарифам Next учитывается и километраж, и время, и абонирование. А вообще у нас тариф уже несколько лет не менялся. Все дорожает, а он как был, так и остался, — мужчина заводит традиционную «песню таксиста». — Раньше механик стоил 50 тысяч, а теперь 300. А километр как стоил 5500, так и стоит сейчас.

— А вы «ипэшник» или через перевозчика работаете?

— Я аренда авто с водителем. Вообще по закону я должен был подписать с вами договор аренды, — неожиданно признается водитель и протягивает «на посмотреть» несколько скрепленных вместе незаполненных бланков. — Но практически никто этого не делает.

Оно-то, может, и создает определенные неудобства, но хотелось напомнить, что в недавнем прошлом из-за этого лишение лицензии грозило одной из транспортных компаний, сотрудничающих с Uber.

— А можно себе одну бумажку взять? Никогда не арендовали авто с водителем.

— Пожалуйста!

У подъезда спрашиваем про чек. Водитель достает кассовый аппарат и вносит сумму 60 тысяч рублей.

— А ведь по правилам вы должны были не только заключить договор до поездки, но и прописать ее стоимость, а по итогу приложить к договору чек…

Водитель напрягся, но постарался не подавать вида. Повторимся: не наша задача учить кого-то жизни, поэтому на этой легкой недосказанности благодарим, расплачиваемся и покидаем авто.

Пассажир — лучший контролер?!

Что по итогу? Единственный, к кому не было серьезных претензий, — это водитель службы «152». Хотя он и округлил сумму в свою сторону, будем считать это мелочью. К остальным, будь на нашем месте представители проверяющих органов, возникли бы серьезные вопросы. А ведь трое из четырех выдали нам чеки!

Как правило, пассажиры редко интересуются тем, как устроена таксистская кухня. Главное — довезли. Если довезли с кондиционером — вообще супер. А кто, сколько и с какой периодичностью платит налоги, заполняет бумажки и возит на поверку таксометр — дело десятое и сфера ответственности контролирующих органов. Но при этом все мы надеемся на то, что правила соблюдены и в случае чего наши права будет кому отстоять.

Тем временем, по нашей информации, в Минске имеют место случаи использования таксистами так называемых «левых» таксометров, не зарегистрированных в ИМНС. Их чеки визуально ничем не отличаются от настоящих, проверить это можно, лишь поинтересовавшись в налоговой, зарегистрирован ли в реестре заводской номер таксометра. Однако, как пояснили нам на горячей линии ИМНС, данная информация является налоговой тайной.

Впрочем, как видим, и помимо использования «левых» таксометров полно вариантов, как таксисту не обидеть себя и при этом выдать чек пассажиру. Стало быть, не в чеках проблема…

С 1 августа 2016 года в соответствии с постановлением Совмина №924/7 в автомобилях-такси в обязательном порядке должен быть установлен прибор налогового контроля — СКНО. «Под него» требуется специальная прошивка таксометра. С 1 августа будет действительна только такая форма чека, со штрихкодом:

Если вы не хотите спонсировать нелегалов

Если вам не все равно, с кем и на каком автомобиле ехать, есть несколько вещей, на которые стоит обратить внимание.

* Автомобиль, прибывший на заказ, должен иметь желтые регистрационные «номера», даже если это аренда авто с водителем, как бы водители АА-такси этому ни сопротивлялись.

* Автомобиль-такси должен быть оклеен: на передних и задних дверях должны быть нанесены желтые полосы, на правой и левой передних дверях — полное наименование перевозчика, место его расположения, серия и номер лицензии, срок ее действия. На боковые поверхности кузова наносится полное наименование перевозчика и место его расположения.

* При посадке в авто стоит обратить внимание на приборную панель — там должна быть закреплена информационная табличка (визитная карточка водителя), содержащая наименование и телефон перевозчика, фотографию и ФИО водителя. Если ее нет — возможно, вас везет «бомбила».

* В автомобиле должна быть табличка, на которой указывается стоимость посадки, проезда за 1 км, простоя за 1 ч и заказа такси, а также пример расчета оплаты проезда несколькими пассажирами.

* В легковых автомобилях-такси таксометр должен быть установлен таким образом, чтобы обеспечивать доступность информации для пассажира. Если таксометра нет или он спрятан от посторонних глаз, это повод задуматься.

* При посадке «от борта» всегда спрашивайте тариф до поездки, так как у разных перевозчиков он может быть разным.

* Помните: без чека или договора фрахта в случае возникновения непредвиденных обстоятельств пассажиру будет сложно доказать, что именно он ехал в автомобиле-такси и поэтому претендует на получение страховки.

Есть все основания не платить за поездку если:
— водитель не имеет таксометра или не включил его до начала поездки;
— если водитель не выдал чек без напоминания об этом;
— если водитель АА-такси (в том числе Uber) не заполнил до поездки бланк договора фрахта.

Источник : abw.by

Добавить комментарий