«Рентабельность перевозки очень низкая, если сравнивать с высокой ответственностью и рисками перевозчика»
– Последние несколько лет проезд на некоторых междугородных маршрутах заметно подорожал. Пассажиры даже высказывают предположения, что перевозчики получают сверхприбыли. Как формируется ценообразование на межгороде и от чего оно зависит?
– В первую очередь оно зависит от расходов перевозчика. Мы сейчас говорим про регулярное сообщение и потом для примера сравним с нерегулярным сообщением. Прямые и обязательные расходы, которые обязан по закону нести перевозчик, оказывающий лицензионный вид деятельности, – это страховка пассажиров; ОСГО транспортных средств; техосмотр, который проходится 2 раза в год; предрейсовые медицинский и технический осмотры. Как правило, перевозчики заключают договоры со специализированными организациями, которые оказывают им данный вид услуги, где стоимость одного осмотра варьируется от 0,5 до 4 рублей. Парадокс: чем меньше город, тем дороже там пройти предрейсовые медицинский и технический осмотры.
Также в список обязательных расходов входят заезды на автовокзал, которые тарифицируются в соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 20.02.2017 №13 «О тарифах на услуги транспортных терминалов» (в редакции постановления МАРТ РБ от 18.03.2020 №21); оплата услуг оператора пассажирских перевозок; топливо; налоги; содержание штата водителей и многое другое.

– Наверняка немалые суммы тратятся на поддержание перевозчиками транспорта в технически исправном состоянии. Но если присмотреться к маршрутным такси, иногда можно увидеть и изношенную резину, и ржавые кузова, и двигатели, которые, судя по копоти, давно просятся минимум в капремонт. Много ли, по вашим наблюдениям, перевозчиков, наплевательски относящихся к обслуживанию, и что с ними делать?
– Что касается поддержания технического состояния и ремонта транспортных средств, то здесь можно сказать так: конечно, мы все знаем, как за последний год повысились цены на запчасти, ГСМ, резину, насколько сложно их бывает приобрести из-за сломанной логистики поставок и сложившегося дефицита. Но при всей этой сложности цены на билеты не взлетели, они установлены с учетом потребительских возможностей населения.
Я не зря акцентировала внимание на техосмотре дважды в год: транспортные средства для его прохождения готовятся, они находятся в технически исправном состоянии. Да, иногда мы видим ржавые маршрутки, поскольку порой внешний вид откладывается на последнее место, так как он не влияет на техническую исправность автомобиля и безопасность пассажиров. Зачастую это сезонные проблемы, связанные с перепадами температур, реагентами, которыми посыпаются дороги, да и состояние дорожного покрытия иногда оставляет желать лучшего, ведь мы говорим о межгороде и достаточно длинных расстояниях. Весной большинство перевозчиков приводит свои транспортные средства в порядок.
В связи с этим вывод напрашивается сам собой: рентабельность перевозки очень низкая, особенно по сравнению с той высокой ответственностью и рисками, которые возложены на перевозчика.
Что касается «нерегуляров», как их все привыкли называть, то их можно разделить на два вида. Первый – «нерегуляры», которые выполняют регулярные перевозки без договора с оператором пассажирских перевозок об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Они хотят работать в регулярном сообщении, но их туда не допускают по разным причинам. Сейчас не об этом, но тема тоже очень интересная и объемная. У 99 процентов таких «нерегуляров» имеется специальное разрешение (лицензия). Их расходы отличаются от перевозчиков, работающих в регулярном сообщении, только отсутствием заездов на автовокзал и оплатой услуг операторов пассажирских перевозок.
Второй вид – это нелегалы, которые даже не стремятся работать на законных основаниях. Сегодня их не так уж много, но они есть, их расходы посчитать очень сложно.
«Менее 30 процентов пассажиров в дороге пристегиваются – это проблема нашего менталитета»
– Важный вопрос – безопасность перевозок. Что может сделать пассажир и как проверить перевозчика, с которым он собирается в путь? Как водителю заставить пассажиров пристегиваться?
– На сайтах облисполкомов, горисполкомов, райисполкомов и операторов пассажирских перевозок содержится Перечень автомобильных перевозчиков, которым предоставлено право на выполнение международных, междугородных межобластных, междугородных внутриобластных и пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении – это список перевозчиков, у которых есть право на выполнение регулярного сообщения по определенным маршрутам. На каком сайте вы бы ни забронировались, везде указывается перевозчик, который будет оказывать вам данную услугу.
У 95 процентов перевозчиков на межгороде автомобили оснащены ремнями безопасности. Перевозчик выполнил условия по безопасности перевозки пассажиров в данном вопросе, но водитель (перевозчик) не может заставить людей пристегнуться. И это уже совершенно иная проблема. Как показывает практика, менее 30 процентов пассажиров в дороге пристегиваются. И это проблема нашего менталитета: мы все хотим, чтобы за нашу безопасность беспокоились другие. Задайте себе вопрос «пристегиваетесь ли вы ремнями безопасности?» и ответьте на него честно. Каждый из нас ежедневно пренебрегает элементарными мерами безопасности в надежде на то, что все будет хорошо, но иногда бывают роковые стечения обстоятельств, и тогда, возможно, ваша бдительность сохранит здоровье и спасет жизнь вам и вашим близким. Не нужно надеяться в вопросе безопасности на других, начните с себя.
Как заставить пассажира пристегнуться? Это сложный вопрос. Конечно же, нужно проводить социальные и профилактические беседы, возможно, надо установить личную ответственность пассажира в виде штрафа за непристегнутый ремень безопасности. Мы как ассоциация будем выносить этот вопрос на обсуждение, решение будет за компетентными органами. Почему непристегнутый водитель должен заплатить штраф, а пассажир – нет?
Перевозчики в свою очередь выполняют все возложенные лицензионные и законодательные требования по осуществлению безопасной перевозки пассажиров. Как говорила выше, это страхование, техосмотр, предрейсовые медицинский и технический осмотры, выполнение расписания движения и т.д. Поверьте, с учётом последних страшных событий контроль и требования к перевозчикам по вопросу безопасной перевозки пассажиров усилены в разы .

На межгороде проблемы со стоячими пассажирами нет – это обусловлено расстояниями: и пассажир не будет проситься ехать стоя, и водитель не повезет так человека на длинное расстояние. Стоячие пассажиры – это проблема пригорода и города. Но почему так происходит? Давайте попробуем разобраться.
Стоячие пассажиры характерны для определенного времени суток, дня недели, сезона года, на тех участках маршрута или остановочных пунктах, где повышен спрос населения. Как правило, пиковое время приходится на утро и вечер, будние дни, «молодые» районы города и т.д. А вот здесь уже есть работа в комплексе «оператор – перевозчик» по вопросу изучения пассажиропотока и работа с расписанием. По моему мнению, нужно на пиковое время добавлять транспортные средства, которые смогут безопасно вывезти пассажиров, или же предоставлять транспорт большей вместительности. А на время, в которое нет пассажиров, чтобы маршрутные такси не ездили пустыми только потому, что нужно выполнить расписание, разрешить снимать рейсы или изменять расписание движения. Работа в связке «оператор – перевозчик» позволит рационально распределить маршрутную сеть и выработать расписание, которое будет удовлетворять пассажиропоток. Населенные пункты растут, численность населения увеличивается, соответственно подход к формированию маршрутной сети тоже должен быть гибким.
Говоря о стоячих пассажирах, нельзя однозначно сказать, что в расчете на дополнительную выручку перевозчик (водитель) провозит пассажиров сверх предусмотренной нормы. Но задумайтесь об одном: даже в погоне за наживой водитель не может силой затолкать пассажиров в машину. Пассажир, зная, что так нельзя, лично принимает решение, поехать ему стоя или нет. В свою очередь водитель, когда пассажир просится поехать хоть стоя, хоть лежа, лишь бы уехать, принимает на себя личную ответственность за безопасность пассажиров и нарушение действующего законодательства.
Что касается соблюдения режима труда и отдыха водителей, то здесь перевозчики стараются не нарушать нормы действующего законодательства. Поскольку с 2023 года внесены изменения в указ о лицензировании – нарушение режима труда и отдыха водителей является грубым нарушением лицензионных требований, – то пренебрегать данными обстоятельствами перевозчики не станут, ведь это может повлечь приостановление или прекращение действия лицензии и невозможность продолжать работу на рынке пассажирских перевозок. Да, допускаю, что минимальные нарушения могут быть, но это скорее исключения, чем правило.
Наша ассоциация ежегодно, а иногда и дважды в год проводит практические семинары среди перевозчиков, занятых в сфере пассажирских перевозок. Последний семинар был проведен 13 декабря 2022 года в Гродно как раз на тему «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в Республике Беларусь. Особенности организации режима труда и отдыха водителей при выполнении автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении». На семинаре выступали представители ГАИ, филиала Транспортной инспекции по Гродненской области, Гродненского областного исполнительного комитета, государственного предприятия «Оператор пассажирских перевозок». Такие мероприятия можно считать установлением диалога в рамках государственно-частного партнерства, возможностью поговорить о наболевшем, а также провести профилактическую и разъяснительную работу с перевозчиками. 11 апреля в Гродно состоится практический семинар-совещание по теме «Повышение безопасности на рынке пассажирских перевозок. Состояние и перспективы развития. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий». Все мероприятия бесплатные и проводятся для неограниченного круга лиц.
– Помнится, со стороны некоторых перевозчиков несколько лет назад были истории о том, как им не дают нормально работать конкуренты. Есть сейчас такие проблемы или все стало спокойнее?
– Что касается добросовестности конкуренции, то у нас она регулируется Законом Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В случае недобросовестной конкуренции каждый, кто считает, что его права каким-либо образом нарушены, может обратиться в соответствующие органы за принятием соответствующих мер. А что касается недовольных перевозчиков, которые «кричат», что кто-то им мешает работать, создает конкуренцию, так это дело понятное, корыстное и личное. Одним словом, это бизнес. И конечно же, каждый хочет много зарабатывать, причем желательно, чтобы он был один на маршруте.
Но конкуренция – это на самом деле хорошо, она не дает возможности расслабиться перевозчикам, приходится соответствовать определенному уровню, в противном случае ты будешь на обочине. Чем можно удивить на рынке пассажирских перевозок? Только качественно и безопасно оказанной услугой, иначе пассажир к тебе не вернется. Ведь именно конкуренция заставляет идти в ногу со временем, обновлять транспортные средства, а это и есть наша безопасность, соблюдать действующее законодательство, ведь первый, кто следит за твоей правильной работой, – это именно конкурент, а потом уже проверяющие органы.