1 ноября коллапс в сфере такси не произошел: цены выросли, но не критически

31 октября был последним днем, когда службы такси и прочих нерегулярных автомобильных пассажирских перевозок работали по старой схеме. Журналисты сравнили цены на такси до и после вступления в силу норм указа, который должен изменить сферу такси в Беларуси.

1 ноября коллапс в сфере такси не произошел: цены выросли, но не критически

1 ноября вступили в действие нормы Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 года №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» в части обязанности перевозчиков по включению в Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В реестр должны быть внесены информация о диспетчере, перевозчике, автомобиле и водителе, также выполнены требования по оборудованию автомобиля такси, среди которых наличие кассового аппарата с СККО, видеофиксации внутри и вне салона и идентификационная оклейка автомобиля. Водители, сведения о которых перевозчики не внесли в реестр, сами перевозчики и диспетчеры, не включенные в реестр, отныне не имеют права выходить на линию и осуществлять автомобильные пассажирские перевозки в нерегулярном сообщении.

Сколько стоило такси до введения реестра

Не претендуя на абсолютную достоверность, мы решили посмотреть, насколько изменятся цены на услуги такси в первый день действия реестра по сравнению с ценами на одни и те же маршруты в разных городах Беларуси. Безусловно, на формирование тарифа и стоимости поездки влияет не только день недели и время заказа такси, но и множество других факторов, среди которых, например, погодные условия и, что еще более важно, количество автомобилей такси, работающих в данный момент на линии.

На протяжении нескольких предыдущих недель журналисты фиксировали цены на услуги такси в Минске, Гомеле и Гродно по нескольким маршрутам:

  • самый протяженный в пределах города (маршрут 1);
  • из спального района в центр (маршрут 2);
  • из центра в спальный район (маршрут 3).

Жизнь сферы такси по новым правилам началась уже сегодня. Посмотрим, за какую стоимость можно было доехать по выбранным нами маршрутам в пятницу, 18 и 25 октября, в утреннее (7:30–9:30) и вечернее (22:00–23:00) время.

Гомель
Маршрут 1 (ул. Каленикова, 2 – ул. Сухого, 2)
⇒ утром: время ожидания – 3 минуты, стоимость – 15,4 рубля;
⇒ вечером: время ожидания –3 минуты, стоимость – 13,2 рубля.
Маршрут 2 (ул. Маневича, 18 – ул. Ленина, 4)
⇒ утром: время ожидания – 7 минут, стоимость – 9,9 рубля;
⇒ вечером: время ожидания – 6 минут, стоимость – 11,6 рубля.
Маршрут 3 (ул. Ленина, 4 – ул. Свиридова, 95)
⇒ утром: время ожидания – 4 минуты, стоимость – 8,3 рубля;
⇒ вечером: время ожидания – 5 минут, стоимость – 10,2 рубля.

Гродно
Маршрут 1 (ул. Домбровского, 55 – ул. Отечественная, 40)
⇒ утром: время ожидания – 3 минуты, стоимость – 12,4 рубля;
⇒ вечером: время ожидания – 4 минуты, стоимость – 11,6 рубля.
Маршрут 2 (ул. Домбровского, 55 – ул. Ожешко, 22)
⇒ утром: время ожидания – 2 минуты, стоимость – 5,3 рубля;
⇒ вечером: время ожидания – 2 минуты, стоимость – 6 рублей.
Маршрут 3 (Ожешко, 22 – бульвар Ленинского Комсомола, 20)
⇒ утром: время ожидания – 2 минуты, стоимость – 3,7 рубля;
⇒ вечером: время ожидания – 4 минуты, стоимость – 4,7 рубля.

Минск («Яндекс»/Taxi135)
Маршрут 1 (пер. Болотникова, 35 – ул. Тимирязева, 114)
⇒ утром: время ожидания – 3/7 минут, стоимость – 29,4/31,85 рубля;
⇒ вечером: время ожидания – 4/4 минуты, стоимость 21,7/29,19 рубля.
Маршрут 2 (ул. Панченко, 58 – ул. Захарова, 56)
⇒ утром: время ожидания – 14/7 минут, стоимость – 25,7/22,37 рубля;
⇒ вечером: время ожидания – 3/10+ минут, стоимость – 18,4/18,26 рубля.
Маршрут 3 (Привокзальная площадь, 5 – пр. Рокоссовского, 81)
⇒ утром: время ожидания – 5/10+ минут, стоимость – 10,9/10,44 рубля;
⇒ вечером: время ожидания – 4/10 минут, стоимость – 19,1/17,97 рубля.

Разница в стоимости поездок в утреннее и вечернее время в Гомеле и Гродно в периоды высокого, но не пикового спроса по каждому из маршрутов не превышает 2 рублей, но там и расстояния не сравнимы со столичными. В Минске разница между стоимостью поездок утром и вечером доходит до 7–9 рублей вне зависимости от перевозчика.

Как изменились цены на такси 1 ноября

Каких бы мрачных прогнозов ни строили некоторые участники рынка такси, коллапса все же не случилось. Да, судя по нашим измерениям, цены немного выросли, но в целом проблем с вызовом такси в Минске, Гомеле и Гродно не было. Чтобы не быть голословными, давайте сравним цены.

Гомель: +4 рубля

В Гомеле время ожидания по сравнению контрольными «замерами» 18 и 25 октября увеличилось от 2 до 8 минут, стоимость также выросла на треть от прежней цены (от 3 до 5 рублей). Погодный фактор однозначно исключаем: в Гомеле в 8 утра было +9°С, пасмурно, но без дождя.

Гродно: без изменений также не обошлось

В Гродно введение реестра на работу такси также повлияло. Время ожидания – +3 минуты, стоимость поездки – +4-5 рублей, что в условиях Гродно на коротких расстояниях больше прежних цен почти вдвое в сравнении с теми данными, которые мы получили в две прошедшие пятницы.

Минск: большая разбежка и в ценах, и во времени ожидания

В Минске мы пробовали заказать такси через приложения «Яндекс» и «Такси-135». И обнаружили, что у этих двух диспетчеров цены существенно отличаются.

При заказе через «Яндекс» по выбранным нами маршрутам сегодняшнее удорожание по сравнению с предыдущей пятницей составило от 4 до 6,5 рублей (около 15%). И это при некомфортной погоде – в столице в это время шел неприятный моросящий дождь, который априори влияет на увеличение спроса. Время ожидания машины также увеличилось до 12–15 минут.

А вот стоимость поездок в «Такси-135», судя по данным приложения, выросла существенно: повышение цены по нашим трем маршрутам составило от 7,6 до 10,6 рубля, причем рост стоимости составил от 23 до 96%. Почти вдвое выросла цена заказа такси с железнодорожного вокзала (как по сравнению с прошлой пятницей, так и с заказом посредством «Яндекса»).

Большинство наших читателей ожидали существенного повышения цен на такси. Стоимость повысилась, но вот насколько существенно для каждого пассажира – мнение субъективное.

Пока это только первые итоги. Впереди еще один тест: будем заказывать такси поздно вечером. Следите за обновлениями.

Почему у некоторых водителей возникли проблемы с подачей сведений в реестр?

По информации инсайдеров, в начале октября ситуация с внесением в реестр водителей такси была, мягко говоря, неблагополучной. В положительную сторону ее развернуло постановление Совета Министров №760 от 16 октября 2024 года, которое разрешило вместо сведений о прохождении переподготовки (раз в 5 лет) подавать в реестр данные от организации, осуществляющей переподготовку, о том, что повышение квалификации водителя будет завершено в срок до 31 августа 2025 года. Никаких санкций проверяющих органов в отношении «непереобученного» водителя до 15 сентября следующего года применять не будут. Такое решение было принято в связи с тем, что организации, оказывающие услуги по переподготовке водителей, были не в состоянии в столь короткие сроки (до 1 ноября) предоставить необходимое количество мест на соответствующих курсах.

Власти пошли навстречу водителям и перевозчикам, хотя требование о необходимости регулярного (один раз в 5 лет) повышения квалификации водителей возникло не сейчас, а еще в 2008 году и прописано в части 1 пункта 22 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров. И ситуация с курсами зашла в тупик, по большому счету, прежде всего из-за того, что контролирующие органы долгое время не обращали на это внимания, а водители и перевозчики из-за отсутствия должного контроля стали игнорировать установленные требования.

Но даже изменение сроков предоставления подтверждения повышения квалификации не сняло все проблемы. «В нашем таксопарке в реестр внесены только 40% водителей: 1 ноября на линию смогут выйти только 34 из 87 водителей, с которыми у нас оформлены трудовые отношения, – пояснила руководитель службы «Первое такси» (Onetaxi). – Главная причина в том, что водители не хотят (да и не имеют финансовой возможности) оплачивать курсы переподготовки».

Впрочем, по поводу курсов повышения квалификации водителей многие участники рынка высказывали достаточно негативную позицию.

Какова нынешняя ситуация с подачей заявлений в реестр?

Водители, перевозчики и диспетчеры 1 августа получили возможность подать сведения в реестр нынешнего года без оплаты госпошлины. Министерство транспорта и коммуникаций регулярно в разных регионах проводило круглые столы, разъясняя требования к участникам рынка нерегулярных пассажирских перевозок. А с 1 ноября включение в Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении становится платным:

  • размер госпошлины за внесение сведений составляет: 1 базовую величину (40 рублей) за водителя, 2 базовые (80 рублей) – за каждый автомобиль, 100 базовых (4000 рублей) – за диспетчера;
  • размер госпошлины за внесение изменений в реестр – 1 базовая величина (40 рублей) за каждое транспортное средство и диспетчера, 0,5 базовой (20 рублей) – за водителя.

Подать заявление на включение в реестр информации о транспортных средствах, водителях и диспетчерах пассажирского автотранспорта нерегулярного сообщения можно при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) только посредством единого портала электронных услуг «Е-Паслуга»:

  • 548.5.34.1 – включение в реестр сведений о транспортных средствах;
  • 548.5.34.2– включение в реестр сведений о водителях;
  • 548.5.34.3 – включение в реестр сведений о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси.

Для внесения изменений в реестр предусмотрены коды:

  • 548.5.34.4 – внесение в реестр изменений в отношении сведений о транспортных средствах;
  • 548.5.34.5 – внесение в реестр изменений в отношении сведений о водителях;
  • 548.5.34.6 – внесение в реестр изменений в отношении сведений о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси.

Накануне введения реестра журналисты поговорили с участниками рынка такси из разных городов Беларуси. Мнения диаметрально отличались: кто-то встретил новшества во всеоружии, а кто-то, столкнувшись с новыми требованиями, планировал уйти из сферы такси. Сейчас, спустя четыре месяца, самое время посмотреть, какие из опасений водителей, перевозчиков и диспетчеров стали явью, а какие были продиктованы элементарным нежеланием что-то менять, работая по старинке. Однако делать глобальные выводы пока рано. Время покажет.

Добавить комментарий