Никто не понимал, что дальше будет с рынком такси в Беларуси, и все, в первую очередь, ждали реакции «Яндекса». И недавно компания все-таки дала свой ответ касаемо регистрации в Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Но многие вопросы так и остались без ответа. Как сейчас выглядит рынок такси в Беларуси? Действительно ли так необходим реестр? И стоит ли бояться того, что такси в нашей стране просто встанет? Обо всем этом мы поговорили с руководителем АППП (Ассоциация профессиональных перевозчиков пассажиров) Екатериной Станкевич.
Две «живые» службы такси и монополия «Яндекса»
Для начала нужно понять реалии, в которых мы сейчас живем. Во-первых, еще буквально 10 лет назад в нашей стране действительно работали десятки компаний. Вместе с тем существовала здоровая конкуренция и каждый человек выбирал службу такси исходя из определенных критериев, которые подходят именно ему. Но начиная с 2014 года, то есть с прихода Uber, а потом и «Яндекса», ситуация сильно изменилась. И лучше всего происходящее опишут цифры. По словам Екатерины Станкевич, на данный момент 90% рынка такси в Беларуси сохраняется за «Яндексом». В остальные 10% входят несколько служб такси, которые смогли выжить, и те, кто работает без агрегаторов, то есть от борта.
– Надо понимать, что рынок такси в Беларуси постепенно разрушался начиная с 2014 года. И теперь мы видим результат того, что делалось на протяжении 10 лет. В частности, сейчас в Беларуси зарегистрирована 21 служба такси. Но на самом деле на плаву еще пытаются держаться порядка двух служб в каждом областном городе. Например, в Минске это такси 135 и 7788. Еще замечены машины 152, но, скорее всего, это только оклейка, полноценно эта служба такси вряд ли работает. Сюда же добавлю «Баварию», позиционируемую как элитное такси. Что касается Maxim и «Яндекса», то это не службы, а агрегаторы. Только если «Яндекс» хотя бы зарегистрировался как юридическое лицо, то у Maxim до настоящего времени вообще не было регистрации. То есть фактически это такси осуществляет свою деятельность как агрегатор неофициально. И ранее Витебская транспортная инспекция рассказала о схеме, по которой работал Maxim.
В январе этого года в газете «Транспортная безопасность» появилось интервью, в котором начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александр Степанов заявил, что «приложение этого бренда дает возможность подключиться и работать таксистом любому человеку с машиной, невзирая на наличие техосмотра и страховки». Также в транспортной инспекции в публикации сравнили maxim с настоящей «ОПГ в экономическом плане с использованием приложения, скачанного из интернета». Безусловно, на фоне этой информации претензии к Мaxim были вполне понятны – работайте по закону, в белую и будет вам счастье (на данный момент Общество с ограниченной ответственностью «ХэтиБэк», представляющее службу такси Maxim, внесено в Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и, со слов представителя пресс-службы компании Дарьи Ткачук, не имеет проблем с налоговыми органами).
Но что не так с «Яндексом»? Да, компания иностранная. Да, по сути, монополия. Но ведь это не всегда плохо. Но в АППП считают, что «Яндекс» не способен контролировать безопасность поездок.
– Самая главная проблема в том, что компания не может содержать транспортные средства в надлежащем техническом состоянии. Вместе с тем машины не обновляются и на чем мы будем ездить в будущем – непонятно. Во-вторых, «Яндекс» не может при таких тарифах обеспечить качественного водителя. И сейчас мы пришли к тому, что в такси работают нелегалы, которые даже не знают языка. Не говоря уже обо всем остальном. А третья проблема монополии «Яндекса» заключается в том, что конкурировать с такими конгломератами просто невозможно. Ведь имея большие деньги из разных источников, компания может позволить себе агрессивно заходить на рынок. И по этой причине очень многие службы такси были просто выдавлены. Вот так произошел красивый инфраструктурный и информационный рейдерский захват. Но я надеюсь, что сейчас Министерство антимонопольного регулирования и торговли обратит свое внимание на это проблему и что деятельность этого агрегатора все-таки будет регулироваться уже со стороны антимонопольного комитета.
Но есть и другая проблема. Дело в том, что «Яндекс», являющийся агрегатором, просто не должен за все перечисленное отвечать. Ведь это лишь информационная платформа, посредством которой вы можете заказать машину. А дальше вся ответственность лежит именно на перевозчике, который, к слову, может работать нелегально. Например, по указанному в приложении юридическому адресу вас встречает туалет, а не офис перевозчика. И это лишь один из случаев, о котором нам рассказала Екатерина Станкевич. Получается, это замкнутый круг, в котором беззащитным будет лишь один человек – пассажир. Так мы плавно подходим к новому указу.
Указ и обязательный реестр
Уже сложившиеся правила игры, о которых мы сказали выше, меняются с 1 ноября. Согласно новому законодательству, любой агрегатор должен будет зарегистрироваться в реестре в качестве диспетчера и затем работать только с теми перевозчиками, которые также включены в реестр. Такая система в первую очередь защищает потребителя. Ведь в случае, если ваши гражданские права будут нарушены, вы элементарно будете знать, куда обращаться. Но раз все так хорошо, откуда вообще возник весь негативный ажиотаж вокруг нового указа и есть ли в нем смысл? Здесь АППП в том числе кидают камень в огород журналистов.
– К большому сожалению, недобросовестные журналисты пытаются преподнести ситуацию в негативном ключе: все будет плохо, такси встанет, а поездки будут стоить как крыло от самолета. Но это не так. Такси сейчас неадекватно дешево стоит. И в первую очередь это происходит потому, что цену за перевозку определяет не перевозчик, а информационные ресурсы извне. Хотя, по нашему действующему законодательству, она должна определяться именно перевозчиком исходя из его прямых затрат. А это поддержание транспортного средства в надлежащем состоянии и трудоустройство квалифицированного водителя, который не будет изможден, находясь за рулем. И, конечно, обновление таксопарка. Потому что все это напрямую влияет на безопасность пассажиров. При этом сегодня вы не найдете ни одного водителя такси, который сказал бы, что он доволен заработком и что ему хватает средств, чтобы содержать свое транспортное средство в максимально комфортном состоянии для участия в дорожном движении. Еще многие почему-то считают, что они не смогут работать по совместительству. Наоборот, законодательство станет еще более либеральным. И если ты работаешь без нарушения режима труда, то здесь не будет никаких проблем. И благодаря обязательному трудовому договору, водители в том числе получат социальные гарантии. То есть реестр – это попытка упорядочить рынок такси и сделать отчетность, которая и так должна быть.
В нагнетании ситуации Екатерина Станкевич обвинила и «Яндекс». По ее мнению, компания должна была первой зарегистрироваться, тем самым подав пример другим, а не создавать такой ажиотаж вокруг себя и накалять водителей, дезинформируя их. И да, буквально на прошлой неделе «Яндекс» наконец прервал молчание: в пресс-службе компании заявили, что ООО «БелГо Корп», представляющее «Яндекс Go» в Беларуси, вступило в Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.
А это означает, что сервис продолжит работать в нашей стране, но уже в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». При этом в компании отметили, что для пользователей и партнеров в работе сервиса ничего не изменится. Но какие-то изменения все же будут. Ведь «Яндекс» не просто так долгое время не хотел признавать себя диспетчером.
– Представьте, до какого абсурда мы дошли, если Министерство транспорта и коммуникации, а это законодательный орган, раньше говорило компании, что она является диспетчером такси, а «Яндекс» в ответ говорил, что он так не считает. Вот как выглядела ситуация. То есть за счет огромного ресурса для воздействия на общественное мнение, которое уже сформировалось, у «Яндекса» было чувство безнаказанности. Но почему они все-таки не хотели себя признавать диспетчером? Тут все просто. По нашему законодательству, деньги от поездок сначала должны приходить перевозчику, а потом перевозчик должен рассчитываться за предоставленные ему услуги с агрегатором, то есть с «Яндексом». Сейчас же все происходит наоборот. «Яндексу» приходят все деньги, а потом он выплачивает то, что считает нужным перевозчику. Кроме этого, именно «Яндекс» сейчас регулирует тарифы, а не перевозчик. Хотя диспетчер не может этого делать. Но 1 ноября ситуация преломится. И если бы «Яндекс» не зарегистрировался в реестре, то больше бы не мог осуществлять свою деятельность на территории Республики Беларусь. То же ждет и Maxim. Но им бы для начала стоит зарегистрировать юридическое лицо. А потом уже становиться диспетчером. Поэтому кто захочет работать, тот будет работать.
Единственное, с чем не согласны в АППП, так это с курсами повышения квалификации. И по словам Екатерины Станкевич, им не сильно рады и сами перевозчики.
– Мне сложно понять, чему можно обучить водителя, у которого уже есть стаж в 5, 10, 15, 20 лет и т.д. Кто кого еще будет учить? Тем более сейчас просто не хватает мест на эти курсы. Многие парни записываются на учебу только на декабрь. К тому же все затраты будут ложиться на человека. И вот здесь может быть коллапс. Поэтому Министерству транспорта надо будет как-то смягчиться. Но также надо понимать, что никто не будет стоять 1 ноября и у всех поголовно отбирать машины. Я уверена, что все будет регулироваться аккуратно, чтобы не подтвердить ложный ажиотаж, который пытались создавать недобросовестные участники рынка в течение последнего года. И скорее всего, будет какой-то адаптационный период, где будут выноситься предупреждения. Ведь наш Административный кодекс в первую очередь направлен на профилактику нарушений. И я верю в здравомыслие руководства транспортной инспекции, которая будет с пониманием относиться к водителям и перевозчикам. Потому что на всех собраниях, которые проходили, транспортная инспекция гарантировала, что каждое нарушение будет рассматриваться в индивидуальном порядке. Но, безусловно, какие-то сложности будут. И я не исключаю, что это будет длиться до полугода. Но все равно ситуация так или иначе выровняется.
Пока готовился наш материал, Совмин принял новое постановление №760 от 16 октября , которое касается именно повышения квалификации для водителей, выполняющих перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении. Согласно ему, к перевозчикам, которые подали заявление о включении в реестр, не будет применяться правило об обязательном повышении квалификации до 15 сентября 2025 года. То есть водители получили отсрочку. При этом срок окончания повышения квалификации не может превышать 31 августа 2025 года. Постановление Совмина вступило в силу с 19 октября.
Новый игрок на белорусском рынке
Но все же понять, как будет выглядеть рынок такси в Беларуси после 1 ноября, мы сможем только на дистанции. Тогда же можно будет говорить о том, чего новый указ принес больше: пользы или вреда. Вместе с тем многим игрокам этого рынка стало понятно одно: в Беларуси должен появиться достойный конкурент «Яндексу». Нам удалось узнать, что этот вопрос уже в работе.
– Такие переговоры сейчас действительно ведутся. И вполне возможно, что 1 ноября в Беларуси будет зарегистрирована иностранная юридическая компания, которая будет работать совместно с белорусами. То есть они заходят со своими машинами, но работать все будет на белорусском ПО. Сейчас же компания хочет понаблюдать, как будет развиваться ситуация в ноябре, как этот реестр будет работать и насколько жестко себя проявит государство. И если все будет хорошо, то уже в следующем году у нас появится достойная альтернатива «Яндексу». Причем она будет достойной не только для потребителей, но и для перевозчиков и водителей.
Речь идет о китайской компании Didi. Когда-то она уже фигурировала в белорусском информационном пространстве. Так, в 2021 году во время дипломатической встречи в Китае вице-президент Didi заявлял о том, что компания присматривается к белорусскому рынку. Но на этом все и закончилось.
А в 2022 году китайское такси объявило о своем уходе из России и Казахстана. Поэтому что нам принесет 2025 год – остается только догадываться. И ждать.
– Только представьте, «Яндекс» берет комиссию в размере 23%. Для сравнения, даже государство, которое регулирует всю структуру, берет лишь 6%. А «Яндекс» 23%! За что тогда жить перевозчику? А ведь у него еще 13% подоходного налога, 35% по ФСЗН, лизинги, кредиты, содержание машины в техническом состоянии, мойка, заправка и т.д. Поэтому если после 1 ноября такси подорожает даже на 20%, и поездки будут стоить, например, не 6 рублей, а 7, то я не погибну. А для перевозчиков это будет важно. И на самом деле, такси может работать без посторонних агрегаторов. Вместо этого в стране должен существовать национальный оператор. В таком случае оборот, который мы сейчас отдаем иностранному агрегатору, мы сможем оставить здесь. Еще мы сможем дать возможность зарабатывать внутри страны талантливым программистам и менеджерам. Они ведь у нас тоже есть. Но пока никто не хочет брать на себя такую ответственность. Хотя в таком случае мы не будем зависеть от кого-то, и мы не будем мириться с тем, что кто-то нам диктует свои условия, – заключила руководитель АППП Екатерина Станкевич.