ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА НА ТЕМУ:
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЯМИ-ТАКСИ»
Председательствовал Горунович А.Г.
Секретарь–зав. организационным отделом РС профсоюза Карпинская Т.В.
Со вступительным словом выступил Горунович А.Г., председатель Профсоюза «Садружнасць».
Представил участников и приглашенных круглого стола.
Ознакомил с информацией по тематике круглого стола.
Отметил, что основной задачей Белорусского профессионального союза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» является защита трудовых, социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюза и содействие развитию различных форм предпринимательства.
Отметил, что круглый стол проводится по предложению недавно созданной первичной профсоюзной организации водителей такси «Центр», объединяющей более 100 индивидуальных предпринимателей и работников частных унитарных предприятий – водителей такси г. Минска.
У водителей такси сегодня накопилось достаточно много нерешенных проблем, препятствующих осуществлению их успешной деятельности, предоставления услуг по перевозке пассажиров высокого качества. Одной из таких проблем представляется вопрос о наличии, состоянии и организации новых стоянок для автомобилей такси в г. Минске и других городах. Эту проблему и предложено обсудить на круглом столе.
Избранный формат мероприятия направлен на конструктивный диалог и решение рабочих моментов по обсуждаемому вопросу. Цель заседания данного круглого стола - формирование общей позиции для внесения предложений заинтересованным ведомствам.
По вопросу обсуждения выступили:
Стаховский Александр Игоревич, председатель первичной профсоюзной организации водителей такси «Центр».
Отметил, что наличие и состояние стоянок для автомобилей-такси в г. Минске стало одной из наиболее острых проблем для водителей такси. Количество машин, занятых в сфере перевозок автомобилями-такси, за последние 5 лет многократно увеличилось, и за это же время с улиц г. Минска исчезло около 40 официальных мест, предназначенных для стоянки автомобилей-такси. Знаки стоянок на местах, где они были организованы, просто снимаются, взамен ничего не предлагается. В новых, недавно возведенных районах места для стоянок либо не предусмотрены вообще, либо их количество не предполагает принципа шаговой доступности для пассажиров, несоизмеримо с численностью населения районов. На существующих стоянках места зачастую заняты припаркованными личными автомобилями, что препятствует работе водителей такси, не имеющих возможности ожидать пассажира в специально отведенном для этого месте. В сложившихся условиях водителям приходится стоять во дворах, в местах, где пассажиропоток очень маленький или в нарушение положений Правил дорожного движения Республики Беларусь – стоять на остановках общественного транспорта.
Существующие стоянки претерпевают реконструкции, не актуальные в настоящее время: принимая во внимание тот факт, что значительная часть заказов принимается от диспетчерских служб, стоянка на привокзальной площади попросту не может использоваться по назначению, поскольку предусматривает выезд машин по строго установленной очереди.
В местах большого скопления людей и интенсивного пассажиропотока, таких как станции метро, автовокзал, гипермаркеты, концертные залы, рынки, гостиницы, крупные спортивные сооружения, стоянки такси вообще отсутствуют.
Вышеперечисленные факты организации стоянок приводят к помехам движения общественного транспорта, повышению опасности для пешеходов, существенному снижению выручки водителей такси, снижению доступности данного вида транспорта для пассажиров.
Также затронул вопрос об оплате государственной пошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении за автомобили-такси, уплачиваемой водителями в полном объеме дважды в год. В то же время Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрена норма, при которой иные транспортные средства, проходящие государственный технический осмотр раз в полугодие, такие, к примеру, как транспортные средства, перевозящие опасные грузы, уплачивают пошлину с применением понижающего коэффициента 0,5. Указал, что эта норма способствует развитию нелегальных перевозок, т.к. частные автомобили уплачивают эту пошлину один раз в год.
Предложил обратиться в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Мингорисполком, иные организации, отвечающие за состояние и создание новых стоянок, организовать комплексную работу по решению данной проблемы. Для этого предложено сформировать рабочую группу из представителей соответствующих государственных органов и организаций, водителей такси, для выработки согласованных предложений по этой и другим проблемам организации перевозки пассажиров автомобилями-такси.
Яськов Сергей Петрович, председатель Могилевской областной организации Профсоюза «Садружнасць».
Отметил, что проблема состояния и наличия стоянок для автомобилей-такси характерна не только для Минска, но и других городов. Указал, что на сегодняшний день нет единого подхода к требованиям по организации стоянок, что значительно затрудняет решение этого вопроса. Поддержал предложение о создании рабочей группы для решения вопросов организации перевозки пассажиров автомобилями-такси и маршрутными такси.
Также указал, что уплата государственной пошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении для автобусов грузоподъемностью до 5000 кг, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, и автомобилей-такси дважды в год ущемляет права данной категории перевозчиков, поскольку двукратное прохождение техосмотра связано исключительно с обеспечением безопасности и не должно приводить к двойной уплате госпошлины. Предложил вновь обратиться в органы государственного управления с предложением установить для автобусов грузоподъемностью до 5000 кг, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, и автомобилей такси понижающий коэффициент при уплате госпошлины.
Леончик Валентина Павловна, первый заместитель председателя Правления РОО «Белорусский союз транспортников».
Отметила, что на сегодняшний день в стране отсутствует концептуальный документ по организации перевозок пассажиров автомобилями такси и перспектив развития этого направления. И этот вопрос уже неоднократно поднимался, в т.ч. и в рамках проведения различных круглых столов, конференций и других мероприятий. Пояснила, что принятие Закона об организации транспортного обслуживания населения позволило бы разъяснить и решить многие из проблем, возникающих в работе такси, в т.ч. и вопрос состояния и организации стоянок для автомобилей-такси.
Отметила, что ко всем вопросам регулирования работы общественного транспорта необходимо подходить комплексно, и это основная функциональная задача Министерства транспорта и коммуникаций, которое является регулятором этих вопросов, но не уделяет им должного внимания. Отметила несогласованность деятельности различных ведомств, при решении вопросов организации стоянок для автомобилей-такси.
Поддержала высказанные мнения о необходимости организации специальных стоянок для автомобилей-такси в местах значительного скопления людей, прежде всего возле гипермаркетов, культурных и спортивных сооружений, предложения по созданию рабочей группы.
Синютич Кирилл Валерьевич, заместитель начальника отдела организации пассажирских перевозок ГУ «Столичный транспорт и связь».
Указал, что для решения проблем организации стоянок для автомобилей-такси в г. Минске должен быть создан реестр стоянок. В настоящее время администрации районов г. Минска представили перечень стоянок на своих территориях, однако по ним много вопросов. Ряд стоянок существует только на бумаге, некоторые давно не актуальны. Отметил, что за организацию стоянок такси у гипермаркетов их собственники зачастую требуют оплату, хотя стоянка для личного транспорта – бесплатная. Порекомендовал водителям-такси подготовить перечень мест, где, по их мнению, целесообразно организовать стоянку для автомобилей-такси и передать в ГУ «Столичный транспорт и связь» и УГАИ ГУВД Мингорисполкома для учета при утверждении и согласовании изменений транспортных схем. Согласился с необходимостью комплексного подхода различных структур для решения обозначенных проблем.
Скубенко Александр Сергеевич, инспектор УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
Согласился, что в г. Минке недостаточно парковочных мест и организованных стоянок для автомобилей-такси, что они не всегда расположены в местах наибольшего пассажиропотока, что при проектировании новых улиц, районов практически не предусматриваются места для стоянок автомобилей-такси. Отметил, что стоянка автомобилей-такси в неположенном месте является нарушением ПДД и приводит к административной ответственности, поэтому решение вопросов организации специальных стоянок является актуальной проблемой. Указал, что для решения вопроса разрешения стоянки автомобилей-такси в ночное время на остановках общественного транспорта необходимо внесение изменений и дополнений в ПДД и в настоящее время поддержать это предложение УГАИ не может.
Жулего Георгий Владимирович, заместитель начальника транспортной инспекции Минтранса – начальник филиала транспортной инспекции по г. Минску и Минской области.
Согласился, что проблема организации транспортных стоянок для автомобилей-такси является насущной. Отметил, что в городах должно быть достаточное количество стоянок такси, и в первую очередь в местах значительного скопления людей. А сегодня парковок в таких местах либо мало, либо их вообще нет. Проинформировал о мероприятиях, проводимых Транспортной инспекцией по привлечению к ответственности водителей за нарушение правил парковки. Озвучил позицию Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в связи с предложением о создании рабочей группы по вопросам организации перевозки пассажиров автомобилями-такси. Учитывая, что в соответствии с действующими нормативными документами автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси организуются местными исполнительными и распорядительными органами, либо по их решению – операторами автомобильных перевозок пассажиров, вопросы организации перевозок пассажиров автомобилями такси в г. Минске относятся к компетенции Минского горисполкома и ГУ «Столичный транспорт и связь». В этой связи, Минтранс считает целесообразным создание рабочей группы по проблемам деятельности такси при Минском горисполкоме.
Бороденя Валерий Анатольевич, Председатель Правления РОО «Белорусский союз транспортников», депутат Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Указал, что современные тенденции развития общества предполагают сокращение и ограничение использования личных транспортных средств в центре городов, местах значительного скопления людей. В связи с этим, значительно расширится роль общественного транспорта, в т.ч. автомобилей-такси. И уже сегодня необходимо принимать меры для обеспечения и организации их качественной работы. И ведущая роль в этом принадлежит Министерству транспорта и коммуникаций. В связи с этим поддержал предложение по созданию рабочей группы по проблемам деятельности такси и маршрутных такси именно при Минтрансе. В состав рабочей группы целесообразно включить представителей Мингорисполкома и облисполкомов, что обеспечит комплексный подход при решении региональных проблем в этой сфере.
В ходе состоявшейся дискуссии выступили присутствующие на заседании круглого стола индивидуальные предприниматели – водители такси Гонтарев А.А., Матук И.И., Пустоход А.А., начальник отдела Комитета архитектуры и градостроительства Минского горисполкома Залевская С.И. Поддержаны предложения о необходимости внесения предложений по решению вопросов организации стоянок для автомобилей-такси, установления для автомобилей-такси, маршрутных такси равных условий по уплате госпошлины с другими участниками дорожного движения.
Было также отмечено, что решение ряда проблем, накопившихся в сфере пассажирских перевозок автомобилями такси, в настоящее время не требует дополнительной доработки Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», в частности в нем уже предусмотрена возможность квотирования. Давно назрела необходимость приведения в соответствие с Законом подзаконных нормативных правовых документов, в частности, действующего Положения об операторе автомобильных перевозок пассажиров, разработанного в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» от 21 июля 2001 года.
Решили поручить первичной профсоюзной организации водителей такси «Центр» Профсоюза «Садружнасць»:
подготовить обращение в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Минский городской исполнительный комитет с просьбой привести Положение об операторе автомобильных перевозок пассажиров в соответствие с действующей редакцией определить функции оператора перевозок-такси, в частности, наделить ГУ «Столичный транспорт и связь» правом координатора в вопросе размещения стоянок такси;
подготовить в июле-авгусе 2016 г. с учетом информации, предоставленной КУП «Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Мингорисполкома» в УГАИ РУВД Мингорисполкома и ГУ «Столичный транспорт и связь», предложения по переченю мест, в которых целесообразна установка знака 5.14.2 «Место стоянки такси», а также переченю мест, где названный знак установлен, но с учетом изменившейся городской обстановки не востребован пассажирами;
разработать в период до августа-сентября 2016 г. предложения по механизму реализации в сфере перевозок пассажиров автомобилями такси норм статьи 19 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» для представления в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
разработать в период до февраля-марта 2017 г. предложения по проекту концепции развития сферы такси на ближайшие 5 лет, с учетом развития транспорта в г. Минске в частности и столицы в целом для представления в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Мингрисполком, РОО «Белорусский союз транспортников».
С учетом замечаний, уточнений и дополнений, внесенных при обсуждении на круглом столе, одобрены предложения по мероприятиям, которые позволят решать проблемы организации стоянок для автомобилей-такси, подготовленные первичной профсоюзной организацией водителей такси «Центр».
Предложено направить в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Мингорисполком, организациям, представители которых принимали участие в круглом столе, Протокол заседания круглого стола, предложения по организации стоянок для автомобилей-такси, установления для автомобилей-такси, маршрутных такси равных условий по уплате госпошлины с другими участниками дорожного движения, созданию рабочих групп по проблемам деятельности такси и маршрутных такси.